Фрагмент для ознакомления
2
Теоретическая часть практики
Изучение организационной структуры и психологической службы су-воровского училища
Организационная структура суворовского училища имеет линейно-функциональную форму управления. Организация разделена на отдель-ные элементы с чётко определёнными задачами и обязанностями.
Во главе училища стоит начальник. При разработке конкретных во-просов и подготовке решений, программ, планов ему помогает специаль-ный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.
Основной кадровый состав училища, организующий учебно-воспитательный процесс, представлен сотрудниками следующих подраз-делений:
- учебный отдел;
- циклы (гуманитарных и специальных дисциплин; естественно-математических дисциплин и физической культуры);
- библиотека;
- отдел по работе с личным составом;
- отделение морально-психологического обеспечения;
- курсы.
В училище организована психологическая служба. Регулярно про-водится психологическая диагностика учащихся, организовано сопровож-дение в адаптационные моменты учащихся, проводится индивидуальное консультирование по проблемам подростков и юношей, а также консуль-тирование родителей, педагогов, управленцев.
Направления деятельности психолога:
1. Психодиагностика. Направление подразумевает оценку психики с помощью психодиагностических методик, что позволяет выявить особен-ности мышления, деятельности и т.п. и использовать полученные знания в дальнейшей работе с клиентом. Психодиагностика не только позволяет узнать о личностных особенностях человека, его мотивах, способностях и так далее, но прогнозировать личностное развитие. Существует множество методов психодиагностики, но наиболее популярными из них являются: наблюдение, опрос, тестирование, проективные методики.
2. Психологическое консультирование. Психологическое консульти-рование - область психологической практики, возникшая на основе психо-терапии в ответ на потребность людей, которые, не имея клинических рас-стройств, искали психологическую помощь. В качестве клиентов могут вы-ступать психически здоровые люди, имеющие проблемы экзистенциально-го характера, межличностные конфликты, семейные трудности, професси-ональный выбор и т.д. Консультирование проводится в форме личных встреч между психологом и клиентом. Клиентом может быть как один че-ловек, так и группа людей.
Этические нормы работы психолога опираются на следующие прин-ципы: конфиденциальность, ответственность за последствия своих дей-ствий, признание границ своей компетентности, соблюдение моральных норм, конфиденциальность информации, уважение неприкосновенности и защита благополучия людей и групп, соблюдение профессиональных от-ношений.
3. Психологическая коррекция. Психологическая коррекция – это направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида, воздействие специалиста на различные структуры психики с целью их исправления. Выбор инструментов воздей-ствия на личность определяется целью психокоррекции.
Психологическая коррекция может быть как индивидуальной, так и групповой. Психокоррекции поддаются многие личностные недостатки: конфликтность, агрессивность, пассивность, замкнутость, застенчивость, лживость и другие.
4. Психологическая профилактика. Психопрофилактика представляет собой специальный вид деятельности психолога, который направлен на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья человека на всех стадиях развития. Психопрофилактика состоит из системы меро-приятий, которые позволяют изучать причины и начать своевременное устранение психических нарушений и заболеваний. Целью психопрофи-лактики является своевременное выявление и исключение факторов, кото-рые приводят к отклонениям в развитии. При осуществлении психопрофи-лактики требуется максимальная активность и личная заинтересованность участников, которые должны проявлять высокий уровень ответственности.
5. Психологическое просвещение - это раздел профилактической дея-тельности психолога, направленный на формирование положительного отношения к психологической помощи, деятельности практикующего пси-холога и расширение кругозора в области психологических знаний.
Психологическое просвещение может проводиться как в форме мас-совых акций, так и в форме прямых контактов. К основным формам пси-хологического просвещения относятся: индивидуальная (беседа), группо-вая (тематический урок, собрание).
6. Педагогическое направление. Целью психологической поддержки учащихся в образовательном процессе является обеспечение его нормаль-ного развития. При этом в задачи психолого-педагогического сопровож-дение входит: профилактика проблем с развитием; содействие в решении актуальных проблем развития, обучения и социализации; развитие психо-лого-педагогической компетентности (психологической культуры) уча-щихся, родителей, педагогов; психологическое сопровождение образова-тельных программ.
Рабочее место психолога школы включает:
- психологический кабинет, в котором находится мебель: стол, сту-лья, два кресла, книжный шкаф;
- психологическое оборудование: персональный компьютер, копиро-вальная техника, коррекционно-развивающие комплексы, информацион-ный стенд;
- психологический инструментарий: неспецифический и специфиче-ский (психодиагностические программы, стимульные материалы, диагно-стические комплекты);
- методическое обеспечение: специальная литература, альманахи и сборники психодиагностических методик, учебные пособия, справочники, программы занятий, раздаточные материалы, памятки, рекомендации;
- нормативная, специальная и организационно-методическая доку-ментация.
Определение группы суворовцев для проведения психодиагностики
Для диагностики особенности ценностно-смысловой сферы воспитан-ников (учащихся) суворовского училища были отобраны подростки 15 – 16 лет в количестве 30 человек. Все учащиеся учатся в училище 1 – 2 года.
Для проведения исследования использовалась аудитория училища. диагностика проводилась в групповом варианте. Исследование проводи-лось днем. Учащимся раздавались бланки с инструкцией и стимульным материалом. Также инструкции давались устно. Вопросов в ходе проведе-ния исследования не поступало.
Изучение влияния психологических аспектов на выбор профессии
Профессиональное самоопределение - это сложный и длительный процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. Сте-пень эффективности этого процесса зависит от степени соответствия инди-видуальных возможностей человека требованиям профессиональной дея-тельности, которые напрямую зависят от ее содержания [7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акмеология: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.
2. Аль-Янаи Е.К. Сущность и генезис понятий "ценность", "ценностные ориентации", "ценностное отношение" в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №4. – С. 1-10.
3. Братченко С.Л. Психология личности. – М.: Из закромов Родины, 2013. – 197с.
4. Головнёва И.В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях "человек - человек" // Вестник Омского университета. – 2018. – №1. – С. 42-55.
5. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. №4. – С. 51-60.
6. Климов Е.А. Психология труда, инженерная психология и эргоно-мика. Учебник для академического бакалавриата / Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Г.Н. Солнцева. – М.: Юрайт, 2014. – 622 с.
7. Кыштымова Т.В. Профессиональное самоопределение старшекласс-ников в процессе культурно-досуговой деятельности / Т.В. Кышты-мова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-3. – С. 40-42.
8. Самыгин С.И. Психология личности и профессиональное самоопре-деление / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, А.Т. Латышева. – М.: Кнорус, 2023. – 468с.
9. Социология молодежи: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Доб-реньков, Ф.Д. Кадария. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 576 с.
10. Столбова Е.А., Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация» / Е.А. Столбова, В.С. Цилиц-кий, Е.Д. Гребенкина // Молодой ученый. – 2018. – № 25 (129). – С. 596-598.
11. Черных С.А. Комплексное взаимодействие психологов, педагогов, родителей в работе по профессиональному самоопределению обу-чающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи / С.А. Черных, М.Г. Мищенко, Е.М. Манойленко // Методист. – 2019. – № 8. – С. 29-31.
12. Шагина О.В., Чепурко Ю.В. Профессионально важные качества и профессиональная пригодность как две тесно взаимосвязанные структуры. В сборнике: Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов / под редакцией И.А. Бори-сова, Т.А. Вороновой, А.В. Завьялова. – Иркутск, 2022. – С. 31-37.
Дневник
Дата Краткое содержание работы
13.01.25 Участие в установочной конференции.
14.01.25 Инструктаж по технике безопасности и требованиям, предъявляемым к прак-тикантам.
15.01.25 Получение направления на практику, проведение инструктажа по технике пожарной безопасности.
16.01.25 Знакомство с системой управления, организационной структурой училища.
17.01.25 Анализ работы организации. Знакомство с объемом и видами работ.
20.01.25 Изучение рабочей программы практики и методических рекомендаций по ее прохождению. Анализ структуры организации.
21.01.25 Анализ психологической службы училища.
22.01.25 Анализ работы психолога, изучение документации.
23.01.25 Анализ документов, регламентирующих профессиональную деятельность психолога, условий работы.
24.01.25 Наблюдение за работой педагога-психолога. Изучение документации. Харак-теристика образовательной среды учреждения.
27.01.25 Определение проблемы исследования, группы учащихся для проведения ис-следования.
28.01.25 Анализ научной литературы по изучению влияния психологических аспектов на выбор профессии.
29.01.25 Анализ научной литературы по изучению влияния психологических аспектов на выбор профессии.
30.01.25 Анализ научной литературы по изучению влияния психологических аспектов на выбор профессии.
31.01.25 Беседа с психологом о проблеме исследования.
03.02.25 Изучение методов и методик, используемых для определения влияния психо-логических факторов на выбор профессии.
04.02.25 Подбор методик ля диагностики особенностей ценностно-смысловой сферы воспитанников суворовского училища.
05.02.25 Разработка анкеты для диагностики мотивации обучения. Обсуждение с пси-хологом.
06.02.25 Проведение анкетирования.
07.02.25 Анализ результатов анкетирования.
10.02.25 Организация проведения психодиагностики.
11.02.25 Проведение диагностики испытуемых.
12.02.25 Проведение диагностики испытуемых.
13.02.25 Проведение диагностики испытуемых.
14.02.25 Качественная и количественная обработка данных.
17.02.25 Анализ результатов исследования.
18.02.25 Анализ результатов исследования. Обсуждение результатов с психологом.
19.02.25 Работа с документацией организации. Анализ проведенной работы. Проведе-ние индивидуальных консультаций.
20.02.25 Анализ практической деятельности. Сбор отчетной информации.